Несмотря на то, что большинство производителей заявляет о 10-летнем сроке эксплуатации турбин для дизельных двигателей, на практике неисправности появляются гораздо раньше. Большинство дефектов можно устранить своими силами, конечно — при наличии соответствующего опыта и инструмента. В некоторых же случаях придётся обращаться в автосервисы, об услугах одного из них можно прочесть здесь.
Распространённые поломки — причины и признаки
Основная причина выхода из строя этого агрегата — нерегулярное или некачественное техобслуживание. Рекомендуется проводить проверку как минимум раз в год, профилактика продлит срок службы устройства и позволит избежать неприятностей во время движения. Вторая по распространённости причина — несвоевременная замена масла, либо его низкое качество. Наконец, третья причина — попадание в турбину посторонних предметов. Ниже рассмотрим основные симптомы неисправностей.
Сизый дым из выхлопной трубы. Скорее всего проблема кроется в попадании масла в камеру сгорания из-за нарушения герметичности турбины.
Чёрный дым. Говорит о том, что топливо сгорает в нагнетающей магистрали или интеркулере. Основная причина — дефект системы управления турбокомпрессора.
Белый дым. Загрязнение сливного маслопровода, легко исправляется прочисткой.
Повышенный расход масла. Скорее всего была нарушена герметичность, необходимо проверить стыки патрубков.
Повышенный расход топлива. Сложности с доставкой воздуха к компрессору.
Снижение динамики разгона. В двигатель поступает недостаточно кислорода из-за выхода из строя системы управления.
Посторонние шумы, скрежет и свист. Возможные проблемы — трещина в корпусе, изменение зазора ротора, загрязнение маслопровода, утечка воздуха между турбокомпрессором и двигателем.
Демонтаж и разборка турбины
Чтобы обнаружить дефект, потребуется снять турбокомпрессор и полностью его разобрать. В процессе нужно прочистить все составляющие, а также проверить отдельные узлы на наличие дефектов. Действуем по следующий схеме:
- Аккуратно отсоединяем трубопроводы, подключённые к агрегату.
- Демонтируем компрессионную и турбинную улитку. Выполняем всё аккуратно, чтобы не повредить колесо турбокомпрессора.
- Проверяем вал на наличие люфта. Допустимым значением считается поперечный люфт в один миллиметр, но не более.
- Демонтируется колесо агрегата, упорный подшипник и уплотнительные вкладыши.
- Снимаются торцевые вкладыши.
После разборки нужно внимательно осмотреть все элементы конструкции на наличие деформаций, сколов, трещин и так далее.
Ремонт турбины своими руками
В первую очередь проверьте все вкладыши — если они болтаются, будет необходимо их проточить и сделать балансировку вала. Даже если люфта не наблюдается, рекомендуется хорошо их прочистить и смазать маслом.
Особое внимание нужно уделить крыльчатке, из-за которой возникает львиная доля проблем в работе турбины. Проверьте её на механические повреждения и деформацию. При этом если заметили признаки поломки, не пытайтесь самостоятельно это исправить, например — выпрямить крыльчатку и вернуть ей правильную геометрию. Восстановленная таким образом деталь всё равно работать не будет, нужно её заменить на новую. Если же дефектов нет — чистим мелким песком.
То же самое касается и лопатки компрессионного колеса — как и крыльчатка, ремонту она не поддаётся, только замена. Дополнительно проверяем воздушный фильтр на целостность герметизации и отсутствие механических деформаций. Что касается колеса турбины, то при наличии любых повреждений, нужно установить новую деталь, в противном случае добиться нормальной работоспособности агрегата не получится.
Как можно заметить, по сути ремонт турбины заключается в нахождении повреждённых элементов и их замене. Детали, которые используются в агрегате, имеют свой ресурс и ремонту, как таковому, не подлежат — придётся покупать новые. Также стоит отметить, что многие неисправности невозможно заметить невооружённым глазом. Полная проверка возможна только на диагностическом оборудовании, а потому для гарантии эффективной работы турбокомпрессора всё-таки рекомендуется посетить СТО.